oC

Музыка жетекшесі.

Балалардың музыкалық аспаптарында ойнаудың маңызы.

«Музыкалық ойыншықтар», «балалардың музыкалық аспаптары» деген атаулар жай шартты атаулар. Музыкалық ойыншықтар көбінесе сюжеттік және дидактикалық ойындарда қолданылады. Музыкалық ойыншықтарды негізінен балғын жастағы балалар пайдаланады. Бірақ кейбір ойыншықтар музыкалық аспаптар сияқты оркестрге қосыла алады. Балалардың музыкалық аспаптары көбінесе кәдімгі аспаптардың кішкентай көшірмесі болып табылады. Әрине, олар кәдімгі музыкалық аспаптар сияқты аталып, сыртқы көрінісі мен дыбысталуы жағынан ұқсас болғанымен, мейлінше қарапайым болғандықтан, кәдімгі музыкалық аспап дыбысын толық бере алмайды.

Әр жастағы топтардың музыкалық аспаптарымен танысуы әр түрлі формада өткізіледі. Егер ең кішкентай үшін негізінен музыкалық ойыншықтар пайдаланылса, ал ересек топтағы балалар түрлі музыкалық аспаптармен танысады да, содан кейін онда біртіндеп ойнау дағдысын игереді.

Дайындық тобындағы бағдарламада балалардың музыкалық аспабында ойнау «сабақ» бөліміне енгізілген. Бағдарламада талабы мынаған негізделген: «күрделі емес әуендерді ойнауды үйрету».

Осыған байланысты балалардың оқу процесінде игерген білімі мен шеберлігінің ауқымын қарастырамыз.

Балалар мынаны білуге тиіс; аспаптардың аттарын, аспаптардың дыбыстау сипатын, аспаптарды пайдалану және, оларда ойнау тәсілдерін, әр түрлі аспапатрдағы жоғары және төменгі дыбыстардың орналасуын, ноталардың аттарын және олардың аспаптардың тілдеріндегі орындарын.

 

Балалар мыналарды үйрену керек: әр түрлі музыкалық аспаптарда ойнаудың қарапайым тәсілдерін (мәселен, домбырада ойнаған кезде саусақтарды жеңіл қимылдата білуді, үрмелі аспаптарда ойнағанда, дұрыс дем алуды, баянда, пианинода ойнағанда саусаұтарды қолайлы орналастыруды, үшбұрышта, дауылпазда ойнағанда қолды дұрыс ұстауды); ырғақты сақтап ойнауды, музыканы орындауға дер кезінде кірісіп, дер кезінде аяқтауды; қарапайым динамикалық реңктерді пайдалануды, қарапайым ән, өлеңдерді дербес орындауды; есту арқылы жақсы таныс әндерді, әзілдерді талғап алуды; ырғақтық және әуендік әндерді жағынан шығарып айтуды үйренуге тиіс.

 

Педагог - психолог

«Гиперактивный ребёнок»

Почти в каждой группе детского сада встречается ребёнок – «шустрик», или гиперактивный*, как называют такого ребёнка взрослые.

Такому ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, постоянно задаёт вопросы, не дожидаясь на них ответа, легко отвлекается, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация движений, он неуклюж, ломает или роняет вещи, все проливает. Он выбирает самые шумные игры. Его руки постоянно в движении: что-то мнут, рвут, ломают, отковыривают и т.п.

Но при всём, при этом, гиперактивный ребёнок чувствует себя отверженным, никому не нужным. Он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше малыш не знает.

Если в описании портрета «шустрика» Вы узнали своего ребёнка, не спешите делать выводы. Для начала усвойте для себя, что :

Гиперактивный – от латинского « activus » - «активный» - деятельный, действенный. От греческого « Hyper » - над, сверху – (сверхактивный).

•  Необычность поведения Вашего ребёнка – не результат дурного характера, не упрямство, которое непременно нужно сломать, а специфическая особенность психики;

•  Мамы, Папы, Бабушки и Дедушки! Вы должны понять и помнить, что ребёнок ни в коей мере не виноват, что он такой;

•  Дисциплинарные меры в виде постоянных окриков, наказаний, замечаний только ещё больше возбуждают ребёнка;

•  Сверхподвижный ребёнок не может долго ждать, поэтому все поощрения надо предоставлять ему сразу (это может быть похвала, любимая игрушка или любимое занятие);

Помните, шустрики очень чувствительны и завышенные требования к ним зачастую ведут к переутомляемости, капризам, отказам.

На развитие гипперактивного ребёнка влияет множество факторов.

Вот некоторые из них :

•  Инфекционное заболевание матери во время беременности, обострение хронических заболеваний, угроза выкидыша

•  Факторы, действующие на ребёнка до его рождения (например, развод родителей, частые ссоры родителей, нежелание иметь данного ребёнка и т. д.)

•  Заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность)

•  Влияние неблагоприятных факторов внешней среды (курение, злоупотребление алкоголем)

Рекомендации по организации отдыха и занятий с гиперактивными детьми:

•  Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Награждайте ребенка за его соблюдение . ( Прием пищи, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время).

•  Инструкции и указания должны быть немногословными и содержать не более 10 слов.

•  Оградить ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телепередач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению.

•  Очень полезны занятия спортом и длительные прогулки на свежем воздухе.

•  Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей, (большие магазины, рынков и т.п.)

•  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие внимания, усидчивости и ответственности. 

•  Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

•  Учите контролировать себя. Перед тем, как что-то делать, пусть посчитает от 10 до 1.

В эти игры можно поиграть дома с гипперактивным ребенком.

•  «Клубочек»

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Ребенку можно сказать, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только начинаешь его сматывать, так сразу успокаиваешься.

 Полезны игры с песком, водой, крупой. 

•  Игра «Археологи»

Возьмите таз, на дно положите мелкие игрушки (можно из киндер-сюрпризов),сверху насыпьте чистый песок или крупу (манка, рис, гречка и т.д.) И вместе с ребёнком производите раскопки (ребёнок будет удивлён, обнаружив, на дне таза игрушки)

•  Игра «Час тишины и Час можно»

Договоритесь с ребёнком, что иногда когда Вы заняты важным делом, он спокойно поиграет или порисует, а затем Вы вместе сможете поиграть, попрыгать или побегать.

•  Игра «Ласковые лапки»

Приготовьте кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, вату и т.п. Ребёнок закрывает глаза, Вы поглаживаете его по руке, щеке, ладони, колену и т .п., приговаривая: «Какой «зверёк» тебя коснулся ласковыми лапками?»

Гипперактивный ребёнок  очень любит, когда его обнимают, усаживают на колени, поглаживают по спинке, делают лёгкий массаж ( рельсы – рельсы, шпалы – шпалы…), нашёптывают на ушко ласковые слова.

Помните! Ваше спокойствие лучший пример для ребёнка!